Спасенная «Зима» заговорила Спасенная «Зима» заговорила
 

Танцевальный зал грустит по пышным балам – все слышится ему давным-давно затихшая музыка, шуршание шелка и восторженность дебютанток: «Ах, как же любила танцевать Елизавета Петровна!»... А массивный чернильный прибор, кажется, вот-вот лопнет от собственной важности: «появление мое во дворце сопровождалось большой помпой» – его подарили императору Александру II на столетний юбилей Петергофской гранильной фабрики. Большой петергофский дворец в феврале отмечает 300-летие. В честь такого события некоторые экспонаты даже заговорили с посетителями – там открылась выставка «История в деталях».

– Замечаете что-то необычное в интерьере? Неужели нет? – на вопрос экскурсовода, начальника службы сохранения, изучения памятников культурного наследия ГМЗ «Петергоф» Ларисы Никифоровой наша группа отвечает молчанием, смущенные взгляды скользят по изящной росписи и золоту скульптур на Парадной лестнице.

– А теперь присядьте, пожалуйста! – Лариса Викторовна указывает на небольшую банкетку, на которую мы не обратили внимание. Если последовать совету, взгляд упирается в позолоченную деревянную скульптуру, которая теряется среди изобилия декоративного убранства. А ведь у этой хрупкой девушки с жаровней в руках своя непростая судьба. Из четырех деревянных скульптур XVIII века, олицетворяющих времена года, только ее, «Зиму», удалось спасти во время Великой Отечественной войны. Она не просто молча смотрит – разговаривает с каждым посетителем: «Отчетливо помню, как элегантные наряды вдруг сменили фуражки и сукно, пропитанное запахом дорожной пыли и махорки, затем тулупы, неуклюжие ряды детских валенок, скромные ситцевые платья...». Пронизанные ностальгией по чему-то прекрасному монологи от каждого из выбранных для выставки экспонатов можно прочитать в буклете-путеводителе, который выдается вместе с входным билетом каждому посетителю музея.

– Мы понимали, что любая выставка поблекнет на фоне позолоты, великолепного убранства, и решили по-иному заставить посетителей пережить пространство дворца, – объясняет идею Лариса Никифорова. – Когда вы идете экскурсией по дворцу, отдельные предметы, как правило, не замечаете. Поэтому выбрали несколько экспонатов, на которые постарались обратить внимание посетителя. Мы предлагаем ему внимательно рассмотреть их, осмыслить по-новому. Дворец готов к доверительному общению с публикой.

В общем-то, выставкой это назвать трудно. Скорее, акция. Или, как говорят сотрудники музея: «выставка без выставки». По всему дворцу расставлены подсказки: где-то небрежно брошено черное «кресло-мешок», где-то внимание привлекает черная наклейка на паркете. А в тронном зале напротив настоящего трона стоит бутафорский – тоже черный, словно срубленный из квадратов Малевича. Единственный цвет, способный, по мнению авторов выставки, зацепить взгляд посетителя среди всей сверкающей роскоши.

– Да, установка в таких исторических интерьерах неожиданных арт-объектов – мировая практика. В Версале постоянно устраиваются выставки современных художников, абсолютно провокационные по отношению к историческому интерьеру. Но для нас это определенная смелость, – говорит Лариса Никифорова.

«История в деталях» – одно из главных событий, приуроченных к празднованию 300-летия Большого петергофского дворца. К круглой дате музей сделал себе и всем посетителям подарок – теперь в его коллекции появился чайно-кофейный серебряный сервиз из шести предметов, принадлежавший великой княгине Ольге Николаевне, дочери Николая I. Он был изготовлен специально для ее приданого задолго до свадьбы.

– У серебра из приданого Ольги Николаевны довольно грустная судьба, – рассказывает заведующая музеем «Особая кладовая» ГМЗ «Петергоф» Нина Буланая. – Около полувека ее серебряные сервизы хранились при дворе в Штутгарте. А к началу XX века они совершенно вышли из моды, большая часть ушла с молотка. До сих пор на европейских аукционах встречаются единичные предметы. Поэтому сервиз – настоящая удача. Приехал он к нам из частной коллекции одного минского предпринимателя. Музей давно собирает серебро великой княгини, сегодня в коллекции свыше 80 предметов.

– Мы очень мало стали покупать, – посетовала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. – Министерство культуры вообще отказалось покупать произведения искусства для музеев, все закупается только на наши собственные бюджетные средства. Сегодня появилось слишком много желающих купить антиквариат , которые могут позволить себе за это заплатить, поэтому коллекционная деятельность музеев чрезвычайно осложнена. К тому же прибавился еще один негативный фактор: нам говорят, что сегодня на антикварном рынке до 70% подделок!..

Еще одно новшество – мультимедийный стол на выходе из экспозиции. Играя, можно узнать об истории Большого петергофского дворца, одним лишь движением пальца перемещаясь из XVIII века в конец XX. Или сделать макет собственного дворца в «архитектурном конструкторе».

До конца года в музее-заповеднике будут проходить события, приуроченные к юбилею, – выставки, конференции, праздники. Ближайшая выставка расскажет об эвакуации музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны. Все празднования музей проведет на собственные средства – из федерального бюджета поступлений не было. Да что там юбилей! До сих пор не выделены деньги на проведение ремонта в Ропшинском дворце, хотя все нужные документы давно отправлены.

Источник: spbvedomosti.ru

Эта статья была опубликована 26 Февраль 2015 г..
Число отзывов: 0
Написать свое мнение